Возраст поступления ребенка в школу совпадает с периодом функциональной неустойчивости органа зрения.

Наиболее часто в школьном возрасте встречаются такие формы нарушений зрения, как спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость и астигматизм.

Для профилактики нарушений зрения очень важны все основные гигиенические вопросы режима для школьника: построение учебного дня в школе, организации уроков и перемен, организация занятий и отдыха во внешкольное время, правильное питание.

Все зрительные функции резко снижаются в условиях плохой освещенности. Требования к освещению - достаточность и равномерность, отсутствие резких теней и блеска на рабочей поверхности. Когда не хватает естественного света, нужно включать искусственное освещение.

В пасмурные дни искусственным освещением в учреждениях образования необходимо пользоваться в течение всего рабочего дня. После занятий в школе глазам необходим отдых 1 - 1,5 часа. После 2 часов непрерывных занятий необходим перерыв 10 - 20 минут, необходимо выполнять на занятиях упражнения для глаз, физкультурные минутки (в течение 1 - 2 минут), физкультурные паузы (в течение 3 - 4 минут).

Правильной должна быть и посадка школьника во время чтения, письма. Расстояние между глазами и рабочей поверхностью книги, тетради должно составлять 30 - 35 см. Телевизор смотреть нужно в освещенной комнате с расстояния не ближе 2 - 3 м. Экран должен быть на уровне глаз или чуть ниже. Если смотреть передачи в темноте, из-за большой разницы между ярким свечением экрана и темным фоном комнаты глаза быстро устают. Время от времени нужно отрывать взгляд от телевизора и переключать на другие окружающие предметы, чтобы дать отдохнуть глазам. В период болезни и выздоровления нельзя давать ребенку в кровать книжки или мелкие игрушки, поскольку патология ослабляет детский организм в целом и неблагоприятно влияет на зрительную систему.

Летние каникулы лучше проводить за городом, в хорошо озелененной местности, сократив до минимума зрительную работу и увеличив время на подвижные игры, занятия спортом.